Где был похоронен царь Давид ?
Традиция связывает могилу Давида с горой Сион. Сион – часть легендарного города Давида, однако
точное место захоронения царя Давида неизвестно.
Скорее всего Давида похоронили недалеко от города, который он основал, т.е. в районе нынешней деревни Силуан, к югу от стен современного старого города.
Где находится Сионская гора ?
Древнейший Сион был разрушен и забыт еще в глубокой древности, но всегда оставался для евреев символом и синонимом Иерусалима.
Современная Сионская гора – это часть Верхнего города времен царя Ирода и Иисуса. В более древние времена этот район называли Западная горка и находился от за пределами города царя Давида между долинами ручьев Хагай и Гехином, напротив Храмовой горы.
После разрушения Иерусалима и еврейского Храма римлянами в 70 г. н.э., после восстания Бар Кохбы, к середине 2 века нашей эры иудейский Иерусалим и Сион перестали существовать. Над руинами Иерусалима римляне построили новый город – Элия Капитолина. Примерно через 200 лет в городе появились первые христианские постройки и были определены святые евангельские места, связанные с пребыванием Иисуса Христа в Иерусалиме.
В это время появляется традиция нового Сиона. Сионской горой назвали теперь тот район города, в котором проживали христиане – склон горы вокруг храма Гроба Господня и южнее до долины ручья Гехином.
Сегодня, Сионской горой мы называем только участок не включенный турками в 16 веке в пределы городских стен.
И самое известное и посещаемое место на Сионской горе – могила царя Давида с горницей тайной вечери над ней.
Еврейское паломничесто к святым местам и могила царя Давида
Похоронен ли там Давид? – скорее всего нет.
Когда появилась традиция? – после окончания крестовых походах, при мамлюкских мусульманских правителях Иерусалима в 14 веке.
Многие легендарные герои еврейской библии и евангелия почитаются мусульмана, среди них: Авраам ( Ибрагим ), Моисей ( Муса ), Давид ( Дауд ), Соломон ( Сулейман ), Иисус ( Иса ), Мария ( Мириам ).
Могила Давида, отмеченная большим каменным саркофагом ( на иврите такие сооружения называют – мацева ) была устроена в нижнем этаже возведенной здесь в 14 -15 веках мечети.
Это было в духе времени. Подобные сооружения тех времен дошли до нас – Нэби Мусса – могила Моисея в Иудейской пустыне к востоку от Иерусалима, Нэби Самуил – могила пророка Самуила в Иудейских горах к западу от Иерусалима. После изгнания крестоносцев, это были знаковые постройки мамелюков на Святой земле.
В это же историческое время, рядом с Сионской горой и могилой Давида, стараниями знаменитого раввина Моше бен Нахмана ( Рамбан ) в Иерусалиме появляется еврейский квартал, который находится на этом месте по сей день.
Посещали ли евреи, жившие под властью мусульман, а с 1921 года – под властью англичан могилу Давида? – да, но главными местами, где веками молились евреи были стена Плача, могилы Праотцов в Хевроне, могила Рахели в Вифлееме, могила И́осефа в Шхеме. В эти места устремлялись еврейские паломники со всего света. Эти могилы имеют многотысячелетнюю паломническую традицию.
Могила царя Давида после войны за независимость 1947-1949 гг.
В ходе войны за Независимость 1947 – 1949 гг., евреи были изгнаны из всех святых мест, которые мы упоминали, кроме могилы Давида на Сионской горе.
Соглашениями 1949 года между Израилем и Иорданией Сионская гора была определена как ” незаселенная ничейная территория”, в любом случае там были арабские мусульманские владельцы могилы Давида – семья Даджани, соседи: монахи-францисканцы и немецкие монахи аббатства Дормицион, и точно было небезопасно. Напомним, весь старый город, включая еврейский квартал и стену Плача, был занят Иорданией.
В 1950-е годы мэрия еврейской части Иерусалима и энтузиасты из министерства по делам религий сделали из могилы Давида – важнейшее еврейского святое место молодого государства.
Здесь устраивали коллективные молитвы и отмечали еврейские праздники, соорудили смотровую площадку, для любителей острых ощущений, с видом на старый город и стену Плача, Храмовую и Масличные горы. Посетители рисковали, поднимаясь сюда, попасть под обстрел иорданских снайперов.
Рядом с могилой Давида возникают народный музей иудаики и первый в Израиле музей, посвященный памяти жертв катастрофы в недавней войне.
Над могилой царя Давида, на крыше, в начале 1950-х годов устроили даже импровизированную приемную президента государства Израиль, надпись об этом сохраняется по сей день, несмотря на то, что в последние два десятилетия весь комплекс, включая могилу Давида и горницу тайной вечери, реставрировали снаружи и внутри, готовясь к визитам пап из Ватикана.
Однозначно, посещать могилу царя Давида до 1967 года было небезопасно и не совсем законно с точки зрения международного права. Однозначно – для большинства евреев именно в это время был создан культ могилы царя Давида, как святого, как самого святого на то время, еврейского места в Иерусалиме.
Пытались ли в эти годы проверить подлинность могилы Давида? – да. Но попыток провести реальные раскопки не было – может боялись что ничего не найдут, может боялись что найдут не то, может просто следовали религиозному запрету на вскрытие еврейских могил и не хотели тревожить покой еврейского царя, пророка и псалмопевца!
Так выглядели Сионская гора и еврейский квартал старого города накануне шестидневной войны 1967 года.
Обратите внимание на разрушенные здания еврейского квартала и полное запустение.
Хорошо видна главная доминанта Сионской горы – церковь Дормицион.
Сегодня
Туристы сегодня охотно посещают могилу Давида. Слушают наши истории. Любуются аляповатым памятником еврейскому царю Давиду, установленным, вопреки еврейской традиции, во дворе. Удивляются туристы. Есть чему.
Царь Давид здесь больше похож на былинного Садко.
Обратите внимание, часть струн на гуслях выломала, разгневанная нарушением запрета создания идолов, местная еврейская учащаяся молодежь ( в народе таких учеников называют ешиботниками – учащиеся йешивы ).